«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Попок Татьяна Александровна
воспитатель дошкольного образования
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умение концентрировать внимание. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму.
У детей с хорошо сформированной мелкой моторикой движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.
В последнее время в дошкольном учреждении наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Кроме того, у детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. У многих детей слабо развиты мышцы пальцев, движения рук неуверенные, скованные, содружество пальцев и ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. При проведении занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи по рисованию, аппликации, конструированию, обратила внимание, что у многих детей часто возникают затруднения в использовании ножниц, складывании бумаги, умении правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Линии при рисовании ломаные и прерывистые. Дети затрудняются в подражательных движениях. У детей с тяжёлыми нарушениями речи плохо сформированы навыки самообслуживания: дети не умеют застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Это свидетельствовало о слабо развитой мелкой моторике детей.
Поэтому в качестве приоритетного направления имеет место развитие и совершенствование моторики кисти и пальцев рук у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Дети, которым удаётся выполнить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, если они не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцами не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
-мозаику, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них камешков, пуговиц, бусинок и т. д.,
-наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук),
-цветные клубочки ниток для перематывания, наборы верёвочек различной толщины для завязывания,
-дощечки с накатанным слоем пластилина для вкладывания узоров из камешков,
-пластилин и глину для лепки.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
-игровые задания должны постепенно усложняться;
-начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть;
-если ребёнок постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера);
-никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует;
-недопустимо переутомление ребенка в игре.
Я рекомендую такие игры:
-игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее холодное»; «Мокрое сухое»;
-игры с водой;
-игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие);
-игры с пластилином;
-игры с бумагой: «Снежинки», «Листочки», «Цветы»;
-фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками»;
-игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (24 части), кубики, мозаика.
Список используемой литературы:
1. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск: Национальный институт образования, 2007.