Содержание изобразительной деятельности в учреждении дошкольного образования
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, – глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.
Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспитания) отдает предпочтение тому или иному виду изобразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он получает оптимальные условия для своего художественного развития.
Формы организации изобразительной деятельности.
Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.
Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.
Организованные развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.
Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.
Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятельной деятельностью детей.
Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.