Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?
Всего 48 человек

Методика формирования  грамматического строя речи  у детей дошкольного возраста

Дата: 10 января 2018 в 19:58, Обновлено 11 января 2018 в 19:59

Методика формирования  грамматического строя речи

 у детей дошкольного возраста

Освоить грамматический строй речи – значит овладеть навыками построения высказываний с использованием операций изменения слов по формам, образования новых слов и построения словосочетаний и предложений.

Формирование грамматического строя устной речи дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Задачи грамматической работы в детском саду:

1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами на основе активной ориентировки в окружающем мире и звучащей речи окружающих людей; исправление морфологических и синтаксических ошибок в речи детей.

2. Формирование у детей элементарного осознания морфологической и синтаксической структуры языка, воспитание чуткости и интереса к языковым явлениям. Только таким путем можно обеспечить успешное практическое усвоение детьми правил, системы морфологических и синтаксических средств.

3. Расширение сферы использования грамматических средств языка в разных формах речи и речевом общении. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей - упражнение их в употреблении трудных форм, исключений из правил

Дошкольники усваивают грамматические формы родного языка в определенной последовательности, диктуемой потребностями общения со взрослыми и сверстниками, а также легкостью или трудностью их усвоения. Дети идут от конкретных форм к более абстрактным, от простой передачи внешних особенностей предметов (множественное число, размер) к сложной, соотносимой с предметной ситуацией (например, падежные формы, помогающие высказывать знания об ориентированности предметов в пространстве: у стола, над столом, на столе и т.д.).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм, среди которых самой трудной является роди­тельный падеж множественного числа (слив, апельсинов, карандашей). Надо показать дошкольникам разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами, учить правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно с так называемыми «трудными» глаголами (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы).

В процессе обучения дети овладевают и умениями употреблять правильно и другие части речи: прилагательные, местоимения, наречия, числи­тельные, союзы, предлоги.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Дети усваивают разные способы сочетания слов в предложении, овладевают умением интонационно его оформлять.

В ходе обучения детей подводят к умению создавать новые слова на базе другого однокоренного слова — выводить одно слово из другого по смыслу и по форме — с помощью суффиксов (учить — учитель, дом — домик), приставок (писать — переписывать, списывать, выписывать; бежать — отбежать, забежать, пробежать), смешанным способом (стол — застольный, настольный; бежать — разбежаться, пробежаться).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал) и т.п.

Грамматический строй речи дети усваивают практически, на основе восприятия речевых образцов, которые дошкольники неосознанно анализируют, и в процессе специально организованного обучения.

Речевые образцы педагог имеет возможность давать детям в процессе ежедневного общения и обучения связной речи. Ведущими при этом выступают методы: наблюдение и беседа в их сочетании. В процессе наблюдений педагог заботится о том, чтобы дети умели устанавливать существенные связи между явлениями, причинные, временные отношения и выражать их в речи. В этом случае речевая деятельность выступает как опосредованное звено в деятельности ребенка (познания, общения).

Для усвоения грамматического строя речи важную роль играет собственно речевая деятельность ребенка. Основная роль принадлежит пересказу. В процессе пересказа дети заимствуют сложные грамматические конструкции из авторского текста.

Целенаправленно знакомить детей с определенными морфологическими и синтаксическими конструкциями, формировать у них умение произвольно использовать грамматические средства в собственной речи позволяют дидактические игры и упражнения. Так, для формирования у дошкольников умения правильно употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже проводятся игры «Чего не стало?», «Чего не хватает Тане, чтобы пойти на прогулку?». С целью формирования умения строить предложения с однородными членами можно использовать сюжетно-дидактическую игру «Кого покатаем на машине». Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Обучение словообразованию осуществляется в играх типа «Кто у кого?» (на образование названий детенышей животных), «Как назовем питомца?» (на образование кличек животных в зависимости от их внешнего вида) и т.п.

Активизирующее влияние на овладение грамматическим строем речи, как показали исследования А.Г. Тамбовцевой, оказывает игра-драматизация. Здесь сочетаются два мотива - коммуникативный и игровой. Игра-драматизация выступает как промежуточное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи.

При целенаправленном практическом ознакомлении с морфологической структурой слова и синтаксическим строением фразы дети начинают осмысливать не только содержание речи, но и его форму. В грамматических играх и упражнениях начинает действовать контроль сознания ребенка над грамматическим оформлением мысли в речи.

В рамках указанных методов используются такие активные приемы обучения, как образец речи педагога, прямое указание на сложную грамматическую форму (Надо говорить: «Надел куртку?"), сравнение грамматических форм, сопряженная речь («Возле окна стоит ... пианино. Коля играет на ... пианино»), отраженная речь («Спроси у Сережи: у твоего пальто есть пуговицы?»), исправление ошибки, подсказка («Как называются машины, которые летают в воздухе? - Самолет, вертолет »), дидактические упражнения, раскрытие словообразовательных связей («Холодильник создает холод, настольная лампа стоит на столе») и др.

Необходимо предлагать дошкольникам и задания оценочного и познавательного характера: можно ли так сказать? Почему так называется? Как правильно сказать? (Можно ли волка назвать Топтыгин? Почему Робина-Бобина прозвали обжорой?)

Сформированные грамматические умения реализуется в речевом общении детей со сверстниками и взрослыми, в связной речи. Педагог следит за правильностью речи воспитанников, исправляет ошибки, напоминает необходимые аналогии ("Надо говорить слоненок, как и мышонок, цыпленок").

В повседневных разговорах с детьми, на занятиях по другим образовательным  областям  воспитатель неназойливо обращает внимание детей на названия предметов, объектов, людей, объясняет, почему им дано такое название: «уборщица - убирает, строители подъемный кран - поднимает грузы» и т. п. Знакомя детей с названиями предметов, нужно показать трудные формы изменения слов, использовать их в сочетании с предлогами, местоимениями.

Важным условием формирования грамматически правильной речи у детей является тактичное исправление грамматических ошибок. Не надо повторять ошибку: лучше несколько раз произнести правильную форму, обратив на нее внимание ребенка: «Послушай, как надо говорить: чище, длиннее, красивее».

Очень важно пробудить у детей стремление говорить правильно, интерес к нормам литературной речи. Поэтому важно поощрять детей задавать вопросы о том, как правильно говорить, предложить ребенку подумать. Детей старшего дошкольного возраста можно подводить к осознанному выбору правильной формы из нескольких вариантов, заинтересовывать их тем, какая же форма слова или фразы правильная.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.