Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие способностей дошкольников к изобразительной деятельности.

Дата: 10 января 2018 в 20:13

Развитие способностей дошкольников к изобразительной деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного выполнения той или другой деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

  1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет,положение в пространстве, относительную величину).
  2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы,

строения, пропорциональных отношений, положения в про­странстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

         Из трех компонентов способности к изображению централь­ным является второй - овладение графическими умениями.

         Для успешного развития способности к изображению необхо­димо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

         Правомерность постановки соответствующих задач обусловлена и тем, что большинство вышеназванных исследователей данной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, В.А.Езикеева и др.).

Этапы развития способностей

Первый этап называется доизобразительный. Т.к. ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Тема 12. Подходы и принципы образовательной работы по руководству изобразительной деятельностью.

Подходы: личностно ориентированный, дифференцированный, деятельностный.

Основные принципы развивающего обучения в изобразительном искусстве разработаны Н.С. Боголюбовым на основе общедидактических принципов обучения.

Первый принцип - постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами изобразительного искусства.

Второй принцип - поставленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психичес­кого развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Все эти данные пе­дагог может получить в специально организованных диагностических заданиях.

Третий принцип - поэтапное формирование художественно-творческих способностей. Развитие начинается с отработки элементарных двигательных, зрительно-двигательных навыков, с развития первичных процессов в разных их качествах с последующим переходом на формирование высших психических функций.

Четвертый принцип - развитие предполагает активное включение в него самого ребенка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создает для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его.

Пятый принцип - обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности.

Принцип построения таких целей должен строить­ся на основе "преодоления" недостатков или постановки новых це­лей, направленных на освоение новых задач.

Таким образом, основные принципы развивающего обучения, направлены на максимальное пробуждение активности самих детей. В центре внимания развивающего обучения - конкретный ребенок, потенциальные возможности которого могут быть раскрыты через приобщение к деятельности, которая на всех своих этапах требует активного формирования разных сторон индивидуальности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.