Развитие способностей дошкольников к изобразительной деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного выполнения той или другой деятельности. Всегда проявляются в деятельности. Основой способностей являются задатки.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
- Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет,положение в пространстве, относительную величину).
- Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы,
строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.
Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.
Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.
Правомерность постановки соответствующих задач обусловлена и тем, что большинство вышеназванных исследователей данной проблемы разработали с большей или меньшей степенью полноты методику формирования этих способностей (Н. П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, В.А.Езикеева и др.).
Этапы развития способностей
Первый этап называется доизобразительный. Т.к. ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.
На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.
Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.
Тема 12. Подходы и принципы образовательной работы по руководству изобразительной деятельностью.
Подходы: личностно ориентированный, дифференцированный, деятельностный.
Основные принципы развивающего обучения в изобразительном искусстве разработаны Н.С. Боголюбовым на основе общедидактических принципов обучения.
Первый принцип - постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами изобразительного искусства.
Второй принцип - поставленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Все эти данные педагог может получить в специально организованных диагностических заданиях.
Третий принцип - поэтапное формирование художественно-творческих способностей. Развитие начинается с отработки элементарных двигательных, зрительно-двигательных навыков, с развития первичных процессов в разных их качествах с последующим переходом на формирование высших психических функций.
Четвертый принцип - развитие предполагает активное включение в него самого ребенка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создает для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его.
Пятый принцип - обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности.
Принцип построения таких целей должен строиться на основе "преодоления" недостатков или постановки новых целей, направленных на освоение новых задач.
Таким образом, основные принципы развивающего обучения, направлены на максимальное пробуждение активности самих детей. В центре внимания развивающего обучения - конкретный ребенок, потенциальные возможности которого могут быть раскрыты через приобщение к деятельности, которая на всех своих этапах требует активного формирования разных сторон индивидуальности.