Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?
Всего 48 человек

Методика ознакомления детей с произведениями искусства

Дата: 10 января 2018 в 19:52

Методика ознакомления детей с произведениями искусства.

Основные требования к отбору произведений искусства:

  • доступность возрасту, учёт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей;
  • разнообразие стилевой манеры;
  • доступность содержания для детского восприятия;
  • художественная ценность; разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.)
  • положительное-эмоциональное воздействие на ребёнка;
  • содержание должно носить воспитывающий характер.

         Организуя процесс ознакомления с графикой, решаются следующие задачи:

  1. Вызвать интерес у детей к произведениям графики. Стимулировать желание рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественно-изобразительного образа, учиться чувствовать красоту.
  2. Формировать представление у детей о картине, как способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, своих переживаний, чувств.
  3. Познакомить детей с выразительными средствами графики (цветом, формой, композицией, художественными техниками).

Формы работы: экскурсия, занятия, занятия - виртуальные экскурсии (слайд-шоу, видеофильма, слайдов), занятия-беседы с использованием репродукций, занятие-развлечение (для закрепления материала), игра («Мастерская» - дети делятся на художников и экспертов; «Галерея» - дети выполняют по очереди роли экскурсовода и посетителей.

Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с живописью можно разделить на 4 группы:

  • содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине.
  •  изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать средства.
  • эмоционально-личностная (эстетическая оценка произведения).
  • воспитательная (формирование нравственно-эстетических качеств, чувств).

         Ознакомление дошкольников с живописью происходит в 3 этапа:

1этап: искусствоведческий рассказ педагога.

2 этап: постановка вопросов более обобщённого характера, приёмы точных установок, композиционных вариантов. Педагог словесно или наглядно показывает как меняется содержание картины, чувства.

3 этап: приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине.

Методы и приёмы ознакомления с живописью: пояснение, сравнение,  тактильно-чувственный, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образцов, игровые приёмы.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Виды скульптуры, с которыми знакомят дошкольников:

  • Монументальная – памятники историческим людям или историческим событиям, монументы, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д.
  • Станковая – по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Представлена чаще всего это портреты, группы людей.
  • Скульптура малых форм – это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмассы.

Знакомим детей с функциями изделий декоративно-прикладного искусства: практическое использование предметов, выполненных народными мастерами, их декоративное назначение.

Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов всегда несколько условная, стилизованная, упрощенная. Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений воспитатель целенаправленно обращает внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети начинают понимать, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечать разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями.

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди, проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно подводим детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Ознакомление детей с дизайном. Дети взаимодействуют с предметным миром спонтанно и под руководством педагога. При этом они узнают назначение предметов и их свойства (особенности формы, цвета, конструкции, фактурные качества и др.).

Педагог сообщает детям, что всех художников, создающих красивые и удобные вещи для использования в быту, называют дизайнерами. Сразу после беседы можно провести рисование на тему "Мы - художники". Дети по желанию рисуют узоры ткани, украшают посуду, одежду и др. В конце занятия дети рассказывают, какие вещи у них получились, удобно ли ими пользоваться, красивые ли они. От знакомства дошкольников с дизайном отдельных вещей можно перейти к знакомству с дизайном жилья. Дети узнают, что есть такие художники, которые умеют делать помещения для жилья, работы, отдыха и красивыми, и уютными.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.