САМООЦЕНКА РЕБЁНКА КАК ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОСТИ
Самооценка является важным регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Оценка дошкольниками себя зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные самооценки оказывают самое отрицательное воздействие (неуверенность в себе, нерешительность, обидчивость, плаксивость, пассивность). А завышенные самооценки искажают представления детей о своих возможностях, но в то же время играют положительную роль, мобилизуя силы ребёнка.
Для дошкольника признать то, что он что-то или делает хуже других, значит признать, что он вообще хуже сверстников (именно поэтому не ставят оценки в школе первый год, т.к. самооценка ребенка еще не сформирована).
Взрослые любят постоянно оценивать ребенка, его поведение. Но нужно помнить, что отрицательные оценки вызывают негатив, который в свою очередь не побуждает к исправлению. Они оказывают общее тормозящее влияние на активность ребёнка. Из этого следует, что оценивать нужно не ребёнка, а конкретные действия, поведение (не «ты плохой», а «ты иногда себя ведешь плохо»). Неэффективно сравнение ребенка со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства, а нередко отрицательные чувства к тому, с кем сравнивают. Самое эффективное – говорить ребенку как можно чаще «ты хороший (- добрый, - умный)». Только в атмосфере одобрения ребенок учится нравиться себе и другим.