Планирование работы по развитию речи
Календарное планирование работы по развитию речи и обучению родному языку базируется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Оно требует от педагогов знания содержания учебной программы по образовательной области «Развитие речи» и построения работы в соответствии с этим содержанием. Вместе с тем при планировании речевой деятельности детей, педагог учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с каждым из них.
Ежедневное календарное планирование - это календарный перечень форм организованной работы с детьми (ребенком) по следующей схеме: специальные занятия по развитию речи и обучению родному языку, игры по развитию речи и обучению родному языку, работа педагога по развитию речи детей в рамках других образовательных областей.
Специально организованное развитие речи и обучение родному языку дошкольников определено в календарном плане темами занятий, основными задачами их проведения и материалом, необходимым для решения поставленных задач. Здесь же указываются страницы пособия, где отражена методика проведения занятий. Молодые специалисты-педагоги в календарном плане указывают методы и приемы проведения занятий.
В соответствии с задачами развития речи педагог самостоятельно выбирает содержание и методы проведения занятий, обеспечивая их планомерность и разнообразие. Планирование методов и приемов работы с детьми зависит от вида работы и цели занятий (сформировать новые умения, закрепить умения, активизировать представления). В соответствии с принципом систематичности речевые занятия (или сеансы активизирующего общения) планируются на едином тематическом содержании с комплексным решением нескольких программных речевых задач и использованием различных методов обучения. Единое содержание занятий обеспечивается тем, что в их основе лежит один из видов монологического рассказывания. На тематических занятиях задания по связной речи органично сочетаются с фонетическими, лексическими и грамматическими упражнениями, переход от одной части занятия к другой происходит естественно, живо и эмоционально. Образовательные задания в программном содержании формулируются как конкретные требования к языку детей. Например, связная речь - развивать умение дошкольников составлять рассказ по картине "Зимние забавы", словарная работа и грамматика - учить детей подбирать определения к словам "зима", "снег", упражнять их в согласовании прилагательных и существительных в роде, звуковая культура речи - отрабатывать у воспитанников четкое произношение свистящих звуков, упражнять в подборе слов похожих по звучанию.
Планируя ход занятий, педагог определяет методические приемы, которые в большей степени соответствуют возрасту детей, новизне и узнаваемости материала, сложности выполнения определенной задачи, очередности ее введения.
Составляя план для детей среднего и старшего дошкольного возраста необходимо учитывать, что занятия по развитию речи планируются первыми, как наиболее тяжелые. В начале года, как правило, планируется наиболее легкий материал. При планировании очень важно предусмотреть повторность материала. Повторение одного и того же содержания можно организовать по-разному. Наиболее ценным считается такой путь организации занятий по повторению, когда усвоенный материал не переносится в неизменном виде с одних занятий на другие, а разумно усложняется, благодаря введению новых дополнительных задач. Для обучения детям разным видам монологического рассказывания занятия по развитию речи в календарном плане педагога могут быть распределены следующим образом: первая неделя - пересказ сказки или короткого рассказа; вторая неделя - повествование по картине; третья неделя - описание игрушки или предмета, составление рассказа по игрушке (игрушках); четвертая неделя - в зависимости от возраста детей, чередуются составление рассказов из коллективного (личного) опыта, творческое рассказывание. На этих занятиях решаются все речевые задачи, которые подчиняются единой цели - развитию связной речи.
Специальные занятия по развитию речи и обучению родному языку планируются один раз в неделю во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования. На занятиях решаются такие задачи, которые не могут быть решены в повседневном общении. Один раз в неделю, начиная с младшей группы (вторая половина года) с детьми планируются занятия по обучению белорусскому языку в учреждения дошкольного образования с русским языком воспитания и обучения и русскому языку в учреждения дошкольного образования с белорусским языком воспитания и обучения. В старшей группе, также один раз в неделю, в календарный план работы включаются занятия по обучению грамоте.
Наряду со специальными «речевыми» занятиями можно проводить и такие, которые будут целиком посвящены ознакомлению детей с окружающим, а также художественной литературе.
Занятия также могут носить интегрированный характер, где будут объединяться несколько образовательных областей.
В соответствии с общей темой планирования образовательной работы педагог кроме специально организованного обучения планирует работу по развитию речи и обучению родному языку в других видах совместной деятельности: общение, познавательная деятельность, игровая деятельность, художественная и др. Так, в разделе "Общение" планируются коммуникативные ситуации, разговоры, беседы; разделе "Игра" - дидактические развивающие игры по развитию речи, народные игры, языковые игры; в разделе "Познавательная деятельность" планируется работа по рассматривание предметов, их обследованию, определению их качеств и свойств, сравнению и активизации и закрепления словаря; в разделе "Художественная деятельность" планируются художественно-речевая и театрально игровая деятельность (чтение и рассказывание произведений детской литературы и фольклора, заучивание стихов, игры-драматизации, инсценирование, рассматривание иллюстраций в детской книжке, различные виды театров).
Кроме того, реализация задач по развитию речи осуществляется на занятиях по другим разделам программы.
Планирование работы по лингвистическому и речевому развитию ребенка обеспечивает единство решения целей и задач по развитию речи детей и обучению их родному языку, дает возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, преемственность и взаимодействие в работе учреждения дошкольного образования, школы, родителей и других заинтересованных социальных институтов.
По развитию речи в циклограмму совместной деятельности педагога и ребенка включают:
утром - индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке - наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке - индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером - художественно-речевую деятельность-чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов).
Из всех перечисленных видов работы ежедневно планируется 2-3 вида. Планирование работы по различным задачам развития речи дошкольника в циклограмме совместной деятельности педагога и детей направлена на стимуляцию речевой активности воспитанников дошкольной группы.
Вместе с тем, планируя индивидуальную работу по речевому развитию дошкольников, педагог обязательно указывает в плане конкретное имя ребенка, цель индивидуальной работы и материалы для ее выполнения. Как уже указывалось выше, индивидуальная работа имеет место в разные отрезки времени в течение дня.