Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Дата: 23 ноября 2021 в 21:00

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

   Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я. Согласно Божович новый уровень самосознания выражается в понятии «внутренняя позиция». Она образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у него психологических особенностей, обобщаются им и складываются в особое личностное новообразование, характеризующее его личность в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности.

  У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую важную не только для них, но и для окружающих деятельность. Это как правило выражается в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Стремление ребенка занять позицию школьника (хочу в школе учиться) свидетельствует о нормальном разрешении кризиса детства.

   Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению. Эта позиция обнаруживается тогда, когда ребенок относится к поступлению в школу как у естественному и необходимому событию, проявляет интерес к школьному содержанию занятий, признает авторитет учителя, отказывается от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане деятельности и поведения.

        Психологическая готовность к школе включает:

1) Личностную готовность:

Привлекательность позиции школьника,

Ориентация на учебное содержание.

2) Развитие произвольность, способность действовать по правилу заданному учителем (волевая готовность)

3) Умственная готовность овладение средствами познавательной деятельности, децентрации и интеллектуальной активности.

Игровое отношение к позиции школьника — «оформление на должность» (позиция «школяра»)  готовность как долженствование (Цукерман с.3-4;10-11..)

<pre style="text-align: justify;"> Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.</pre> <pre style="text-align: justify;"> 1 -- линия формирования произвольного поведения,</pre> <pre style="text-align: justify;"> 2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности,</pre> <pre style="text-align: justify;"> 3 -- линия  перехода от  эгоцентризма  к децентрации. </pre> <pre style="text-align: justify;"> Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.</pre> <pre style="text-align: justify;"> К  этим  трем линиям,  которые  были проанализированы  Д  Б  Элькониным, следует добавить  мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как было  показано Л.  И.  Божович,  ребенок стремится к  функции  ученика  Так, например,  во  время "игры  в школу"  дети  младших возрастов берут  на себя функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, так как эта роль кажется им особенно значимой.</pre> <pre style="text-align: justify;"> </pre> <pre style="text-align: center;">             Игры для будущих школьников:</pre>

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.

«УГАДАЙ, КТО ЭТО»

Цель: развитие внимания к партнеру, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок закрывает глаза – второй - меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя.

«ПОЖЕЛАНИЕ»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч, высказывают друг другу пожелания. (Желаю тебе хорошего настроения, быть смелым, добрым, красивым и т.д.).

Вариант: называют друг друга ласковым именем.

«КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Мяч передают сначала в одну, затем в другую сторону.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: учить детей осознавать свои потребности, симпатии, привязанности и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч – ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

- Моя любимая игрушка …

- Мой лучший друг …

- Мое любимое занятие …

- Мой любимый праздник…

- Мой любимый мультфильм …

- Моя любимая сказка …

- Моя любимая песня …

«РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться  о чем-либо…)

Литература:

1)Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М., Академия, 2006.

2) Эльконин Д.Б. «Детская психология», М,, 20013.

3) Psyholojies.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.