«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я. Согласно Божович новый уровень самосознания выражается в понятии «внутренняя позиция». Она образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у него психологических особенностей, обобщаются им и складываются в особое личностное новообразование, характеризующее его личность в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности.
У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую важную не только для них, но и для окружающих деятельность. Это как правило выражается в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Стремление ребенка занять позицию школьника (хочу в школе учиться) свидетельствует о нормальном разрешении кризиса детства.
Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению. Эта позиция обнаруживается тогда, когда ребенок относится к поступлению в школу как у естественному и необходимому событию, проявляет интерес к школьному содержанию занятий, признает авторитет учителя, отказывается от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане деятельности и поведения.
Психологическая готовность к школе включает:
1) Личностную готовность:
Привлекательность позиции школьника,
Ориентация на учебное содержание.
2) Развитие произвольность, способность действовать по правилу заданному учителем (волевая готовность)
3) Умственная готовность овладение средствами познавательной деятельности, децентрации и интеллектуальной активности.
Игровое отношение к позиции школьника — «оформление на должность» (позиция «школяра») готовность как долженствование (Цукерман с.3-4;10-11..)
<pre style="text-align: justify;"> Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.</pre> <pre style="text-align: justify;"> 1 -- линия формирования произвольного поведения,</pre> <pre style="text-align: justify;"> 2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности,</pre> <pre style="text-align: justify;"> 3 -- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. </pre> <pre style="text-align: justify;"> Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.</pre> <pre style="text-align: justify;"> К этим трем линиям, которые были проанализированы Д Б Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению. Как было показано Л. И. Божович, ребенок стремится к функции ученика Так, например, во время "игры в школу" дети младших возрастов берут на себя функцию учителя, старшие дошкольники предпочитают роли учеников, так как эта роль кажется им особенно значимой.</pre> <pre style="text-align: justify;"> </pre> <pre style="text-align: center;"> Игры для будущих школьников:</pre>Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.
«УГАДАЙ, КТО ЭТО»
Цель: развитие внимания к партнеру, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок закрывает глаза – второй - меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя.
«ПОЖЕЛАНИЕ»
Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч, высказывают друг другу пожелания. (Желаю тебе хорошего настроения, быть смелым, добрым, красивым и т.д.).
Вариант: называют друг друга ласковым именем.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Мяч передают сначала в одну, затем в другую сторону.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: учить детей осознавать свои потребности, симпатии, привязанности и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч – ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
- Моя любимая игрушка …
- Мой лучший друг …
- Мое любимое занятие …
- Мой любимый праздник…
- Мой любимый мультфильм …
- Моя любимая сказка …
- Моя любимая песня …
«РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-либо…)
Литература:
1)Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М., Академия, 2006.
2) Эльконин Д.Б. «Детская психология», М,, 20013.
3) Psyholojies.ru