Методические особенности руководства рисованием
в каждой возрастной группе.
Своеобразие обучения в первой младшей группе. Приемы обучения, основанные на наглядности, подражании, использовании элементов игры и игры-драматизации, образность и занимательность тематики.
Обогащение представлений детей второй младшей группы. Игровой характер приемов обучения. Формирование образного начала в детском рисунке, рассматривание предмета и картинки для уточнения представлений, создания интереса к теме и выразительности изображения.
Показ приемов работы. Сопровождение словом всех действий воспитателя и указания к последующей работе. Оценка детских работ.
Анализ методов и приемов обучения, разработанных Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др.
Первоочередная задача обучения в средней группе – развитие у детей способности видеть и изображать основные части предмета и некоторые характерные детали, придающие рисунку выразительность. Использование разнообразных методов и приемов, основанных на сочетании наглядности и образного слова.
Направленность всей работы в старшей группе на воспитание у детей умения самостоятельно использовать различные изобразительные средства для создания выразительного образа. Предварительная работа по обогащению детских представлений. Использование натуры при обучении, частичный и полный показ приемов изображения.
Демонстрация картинки с целью формирования представлений о возможностях создания изображения на плоскости. Использование образца в декоративном рисовании для прямого следования и решения творческих задач.
Широкое применение художественных литературных образов для создания эмоционального, настроения и интереса к рисованию.
Формы организации анализа детских работ. Воспитание самостоятельности, критической самооценки и доброжелательной оценки работ товарищей.
Виды занятий по рисованию
Занятия по рисованию в дошкольных образовательных учреждениях включают два вида: предметное рисование и сюжетное рисование.
Предметное рисование в свою очередь делится на рисование по памяти, по предварительному наблюдению, с натуры.
Рисование по памяти развивает зрительную память, наблюдательность и образное мышление. Оно требует от ребенка быстрого запоминания разнообразных предметов.
Рисование по предварительному наблюдению отличается от рисования по памяти тем, что сначала детям показывают предмет, они изучают его, запоминают, а уже потом рисуют.
Основная задача рисования с натуры – научить ребенка видеть предмет, понимать его строение, воспринимать форму, цвет и воспроизводить все это в рисунках. На занятиях необходимо детально анализировать натуру. Предмет-натура должен быть четким по форме и строению. Желательно, чтобы его плоскости были разного цвета (ребенок тогда лучше понимает форму).
Сюжетное рисование можно условно разделить на рисование по собственному замыслу, на заданную тему и выполнение иллюстраций к литературным произведениям.
Организация занятия рисованием по собственному замыслу требует от воспитателя большой подготовительной работы. Он должен помочь детям передать в рисунке задуманное. Однако, не следует навязывать своего мнения, нужно предоставить возможность ребенку полнее реализовать свои впечатления и сохранить самобытность темы.
Задания для рисунков на заданную тему должны быть интересными, простыми и понятными детям. Во время вступительной беседы воспитатель направляет детей на главное, помогает им осознать, что именно они будут рисовать.
Иллюстрирование литературных произведений подобно рисованию на заданную тему. Воспитатель сосредоточивает внимание детей на определенном эпизоде, помогает им определить основное, правильно скомпоновать рисунок.