Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?
Всего 48 человек

Методика развития речи в процессе ознакомления  с художественной литературой

Дата: 10 января 2018 в 19:54, Обновлено 11 января 2018 в 20:03

Методика развития речи в процессе ознакомления

 с художественной литературой

Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, открывают ему окружающий мир, раскрывают перед ним мир человеческих чувств.

Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет ярко очерченную художественную направленность. Для ее определения Л.Я. Панкратовой и А.Е. Шибицкой был предложен термин «художественно-речевая деятельность». В качестве основных компонентов художественно-речевой деятельности выделяют: восприятие художественного произведения, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, которое связано с придумыванием сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк и др.

Общей задачей художественно-речевой деятельности в учреждении дошкольного образования является возможность через литературное произведение открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге.

Приобщение детей к художественной литературе развивает у них умение слушать и понимать произведение, эмоционально откликаться на отражаемые автором события, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им.

Основополагающим в воспитании будущего читателя является определение круга детского чтения, который, по мнению З.А. Гриценко зависит: от возраста читателя, его пристрастий и предпочтений; от знаний и информированности взрослых; от состояния и уровня развития самой литературы; от состояния фондов общественных и семейных библиотек.

В первый круг детского чтения входят произведения устного народного творчества, в том числе и сказки. Полезно знакомить детей не только с произведениями устного народного творчества своего народа, но и с лучшими фольклорными образцами словесного искусства братских народов (русских, украинцев), а также народов всего мира.

Во второй круг детского чтения входят произведения русской классики, созданные специально для детей, или те, что перешли из "взрослого" в разряд "детского чтения. К ним, в первую очередь, относятся произведения А. Пушкина, Л. Толстого,  А. Чехова, К. Ушинского, Я. Коласа, Я. Купалы, А. Блока,  Ф. Богушевича, Ф. Тютчева, М. Богдановича, В. Гюго и др.

В третий круг детского чтения, вошли произведения собственно детской литературы, то есть произведения, которые специально написаны для детей определенного возраста детскими писателями К. Чуковским, С. Маршаком, А. Барто, Э. Огнецвет, В. Виткой, Д. Хармсом и др.

Специально организованная совместная художественно-речевая деятельность педагога и детей предполагает организацию таких ​форм работы, как: занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы и фольклора,  литературные утренники

Наряду с этими формами педагог организует в повседневной жизни ситуации общения, которые включают: содержательное общение на темы художественных произведений; рассматривание иллюстраций и репродукций; прослушивание лучших образцов словесного искусства в грамзаписи, просмотр литературных передач по телевидению, проведение литературных викторин.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в основном направлена ​​на развитие их творческих способностей. Здесь определяющими формами работы являются: театр кукол, театр теней, разные виды настольного театра, белорусская батлейка, игра-драматизация, самостоятельное составление интересных книг, рисование альбомов в соответствии с содержанием художественного произведения и др.

Активному восприятию детьми художественного произведения способствуют такие методы, как беседа после чтения, повторное чтение,  моделирование и др.

С целью активизации детей в процессе художественно-речевой деятельности используются приемы, которые органично объединяются с беседой. Ряд таких приемов разработан Л.А. Талер. Среди них выделяется так называемый мнимый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться к герою с вопросами, при этом желательно, чтобы дошкольник сам сформулировал вопросы и дал ответ на них от имени героя.

Для более точного освоения этического и эстетического содержания литературного произведения воспитатель предлагает детям его повторное чтение. При этом необходимо помнить, что большие по размеру художественные произведения лучше воссоздавать не полностью, а останавливаясь только на основных эпизодах.

Кроме того, во всех возрастных группах в сочетании с беседой после прочтения произведения используются элементы драматизации. Особую значимость этот прием приобретает при ознакомлении со сказкой. Ее содержание так заинтересовывает ребенка, что ему сразу хочется перевоплотиться в сказочных персонажей, говорить их языком, выполнять их действия.

С целью более глубокого понимания и осмысления содержания художественного произведения, особенно сказки, во всех возрастных группах можно использовать моделирование. Отражение главных компонентов произведения в моделях-схемах способствует формированию у детей способности к восстановлению последовательности развития сюжета в различных формах работы с текстом: чтение, изложение, сочинение рассказов и др. (О.М. Дьяченко).

Развитию навыков ориентации дошкольников в эмоциональном построении произведения, понимания его содержания и запоминания последовательности эпизодов, а также определения основных средств эмоциональной выразительности способствуют такие методы, как пересказ, имитация, драматизация. Ту же функцию выполняют следующие методические приемы: словесное рисование, словесная игра, составление психологической литературной характеристики героя и др.

Пересказывать литературные произведения дети могут полностью, по частям, от имени одного из персонажей; совместно с педагогом, совместно с другими детьми, самостоятельно. Пересказывая литературное произведение, они передают логику событий, используя композиционные средства художественной выразительности, интонационно выражают свое отношение к главным героям, применяют типичные сказочные выражения, пословицы и поговорки.

Значительное влияние на самостоятельный поиск дошкольниками художественных средств выразительности исполнения литературного произведения оказывает словесное рисование. Оно помогает детям лучше представить образы героев произведения или место действия, передать не красками, а словами их черты, внешний вид.

Прием словесной игры помогает дошкольникам войти в образ, в те обстоятельства, где происходят события, С его помощью дети выражают свои представления о том, что они увидели, почувствовали, пережили.

Детям старшего дошкольного возраста доступен и такой прием, как психологический анализ особенностей характера литературного героя. С восторгом они определяют в тексте определенные черты его характера. В процессе формирования у дошкольников творческих отношения к литературе педагог помогает им представлять то, о чем рассказывается в произведении, рассказывать текст эмоционально, проявлять во время повествование свое отношение к тем явлениям и событиям, которые отражаются в произведения, сочинять сказки, рассказы, использовать в своей речи меткие выражения и образные слова.

Метод имитации чаще всего используется в процессе игр-драматизаций по содержанию литературных произведений. Ребенок в ходе игры повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой начинаются со вступительной части, цель которой – подготовить детей к восприятию произведения. Для этого используются показ обложки, картинки; напоминание аналогичного сюжета; краткая вступительная беседа; использование малых жанров фольклора; припоминание знакомых произведений конкретного автора подобного жанра; показ предметной наглядности; элементы инсценирования, создания игровой ситуации; постановка проблемного вопроса; объяснение непонятных слов и др.

В основную часть занятия входят само чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию литературного произведения, рассматривание иллюстраций, упражнения в образной речи.

Основной целью заключительной части занятий является возвращение читателя непосредственно к тексту. Желательно, чтобы в памяти ребенка осталось само художественное произведение. Поэтому заканчивать занятия желательно повторным чтением всего произведения (если оно небольшого объема), или наиболее понравившихся детям эпизодов.

Занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы имеют несколько вариантов. Наиболее традиционное – это ознакомление ребенка с одним литературным произведением. Одним из вариантов проведения занятий является объединение повествование произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему. Такое построение позволяет поощрять детей к сопоставлению различных художественных текстов. На этих занятиях дети имеют возможность объединить и сравнить новые картины и образы с уже известными, осмысленными ранее.

Используется и другое сочетание, которое предусматривает объединение на занятиях единой темой произведений различных жанров: рассказ, стихотворение, басня и т. д.

Наибольший интерес вызывает у детей объединение на одних занятиях произведений с противоположными сюжетами. Сочетание произведений, в которых отражены контрастные характеры или поступки помогает детям лучше понять их положительную или отрицательную качество.

В конце года в старшей группе можно проводить занятия с детской книжкой. Для этого необходимо, чтобы у каждого ребенка была собственная книжка. Дети находят на ней обложку, страницы, называют автора, название книжки.

Знакомство детей с поэтическими произведениями происходит не только в процессе специальных занятий, но и в повседневной жизни, во время подготовки к календарным и народным праздникам. Некоторые стихи запоминаются детьми непроизвольно во время коротких минуток поэзии, в процессе игры, на прогулке.

Заучивание стихов помогает дошкольникам почувствовать мелодию звучания художественного слова. Для младших дошкольников подбираются стихи, небольшие по объему (1 - 2 строфы), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они, как правило, обязательно имеют музыкальную рифму, передают определенное действие. Объем стихотворных текстов для детей старшего дошкольного возраста значительно больше. При этом педагог учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Часто знакомство маленьких деток с поэтическими произведениями происходит в процессе ежедневного общения.

 Рассказывание педагогом стихов может сопровождаться движениями детей.

Занятия по заучиванию стихов дошкольниками имеют определенную структуру. Вначале желательно подготовить детей к восприятию поэтического произведения. Затем педагог четко читает стихотворение. После небольшой паузы идет его повторное чтение. Рассказывая стихотворение детям 4года жизни, педагог обыгрывает его отдельные строки, сопровождает повествование стихотворного текста соответствующими действиями. После того как педагог познакомит детей со стихотворением, можно вызвать 1-2 детей, когда они сами, того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При рассказывании стихотворения детьми основное внимание педагога направлено на их стимулирование рассказывать дальше, на подсказывание слов или целых строк, которые ребенок не успел запомнить. С детьми 5и 6го года жизни после первого чтения проводится небольшая разъяснительная беседа по содержанию и форме поэтического произведения, затем воспитанников предупреждают о том, что они будут заучивать стихотворение наизусть. После повторного чтения стихотворение рассказывают дети. Сначала педагог обращается к тем, кто запоминает быстрее и лучше, а потом вызывает остальных. Стихотворение заучивается полностью. Не рекомендуется хоровое заучивание стихов. По мнению Л.И. Тихеевой, читая хором, дети скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого чтения, которое лишает всякой индивидуальности.

На занятиях по ознакомлению с поэзией педагог использует разнообразные методы и приемы. К ним относятся: выразительное чтение стихотворения, многократное его повторение, сопровождение чтения различными движениями и действиями, наглядные, игровые приемы и др.

Отдельно необходимо остановиться на восприятии юмористических стихотворных произведений дошкольниками. Педагог обращает внимание детей на смешные строки в тексте, но не занимается их подробным объяснением, иначе смешное перестает быть смешным. Веселое принимается не логикой, а особым чувством юмора

Детей старшего дошкольного возраста желательно на одних занятиях знакомит с несколькими стихами разных авторов на близкие темы. Одно стихотворение заучивается наизусть, а другие просто читаются. Например, можно на занятиях послушать стихи В. Вербы «Бабушкины сказки», В. Витки «Бабины гости» и заучить стихотворение А. Деружинского «Бабушки». Дошкольникам очень интересно отыскивать в различных стихах слова, или выражения, которыми поэты передают одно и то же явление, сравнивать, сопоставлять языковые средства между собой.

Чтобы сформировать элементарное осмысление жанра, чтение и заучивание стихотворения целесообразно объединять с чтением рассказа или сказки. Например, заучивание стихотворения Д. Бичель-Загнетовой «Белая Русь» можно сочетать с чтением прозаического произведения В. Сухомлинского «Теперь я знаю, какая Беларусь».

В содержание художественно-речевых занятий в старшей группе входит знакомство детей с баснями. После четкого исполнения басни педагогом проводится короткая беседа, чтобы помочь детям понять специфику жанра. Чтобы помочь дошкольникам понять мораль этих произведений, педагог может напомнить им какой-либо подобный случай в реальной жизни, который поможет детям провести аналогию с содержанием басни.

Одним из средств активного восприятия и усвоения литературного произведения является иллюстрация. Выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только как литературное произведение, но и как неразрывный комплекс словесного и изобразительного искусств. Среди иллюстраторов детских книг есть прекрасные художники: Т. Березенская (сказки «Лисица-хитрица», «Жаронцы»), Е. Лось (В. Витка «Дударики»), Н. Поплавская (Р. Киплинг «Почему у Слоненка длинный нос») Н. Селещук (сборник сказок «Бацькаў дар») и др. Широко известны такие русские иллюстраторы, как А. Пахомов, В. Лебедев, Е. Чарушинн, Е. Рачёв.

Рассматривание иллюстраций под руководством взрослых способствует эстетическому восприятию и лучшему осознанию текста литературного произведения. Для маленьких все содержание книги часто заключается в иллюстрациях (это так называемые книжки-картинки), где основноее место отводится яркому изображению и значительно меньшее небольшому стихотворному тексту. Рассматривая рисунки малыши в первую очередь обращают внимание на основные формы изображения, детали же остаются вне их внимания. Более того, ребенок младшего дошкольного возраста воспринимает изображение непосредственно и конкретно. Поэтому педагогу необходимо обращать внимание в первую очередь на прадметность и психологическую выразительность иллюстраций. Предметы и явления воспринимаются детьми как реально существующие, с которыми хочется действовать и разговаривать.

Рассматриванию иллюстраций могут быть посвящены специальные занятия. Разнообразие приемов, которые педагог использует во время их проведения, хорошо влияет как на восприятие малышами самой иллюстрации, так и на восприятие содержания всего литературного произведения. Сочетание художественного слова с игровыми приемами непосредственно влияет на активность восприятия, развивает наблюдательность и речь. Педагог своими вопросами включает детей в соревнование; «Кто точнее рассмотрит картинку. Если ребенок заявляет, что он больше никого не видит педагог подсказывает, что еще можно рассмотреть. Для детей младшего дошкольного возраста характерно активное восприятие иллюстрации. Они стремятся показать те позы и движения персонажей, которые отражены на картинке. Эту особенность необходимо учитывать и время от времени предлагать передавать в позах и действиях движения отраженных фигур.

Малышам даже можно предложить поставить себя на место действующего персонажа иллюстрации. Если ребенок таким образом "входит" в содержание иллюстрации, он в дальнейшем с большой заинтересованностью начинает рассказывать "о самом себе".

В среднем дошкольном возрасте для активизации восприятия детьми иллюстраций особую значимость приобретают вопросы педагога, которые направляют внимание дошкольников на определение изобразительных средств выразительности. Здесь, в первую очередь, педагог обращает внимание детей на характеристику персонажей, их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур.

При рассматривании иллюстраций очень важно умело сочетать вопросы с пояснениями и обобщениями педагога. Они должны быть, по возможности, образными и выразительными, чтобы создать у детей определенное настроение, вызвать соответствующие чувства.

С детьми пяти лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, которые написаны разными художниками или выполнены различными полиграфическими способами. Если в четырех или пятилетнем возрасте дети только называют цвет, то шести-семилетних дошкольников уже можно подвести к определению света как средства передачи определенного настроения.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны к оценке картинок-иллюстраций. Они стремятся ответить на вопросы: "Понравилось ли не понравилась картинка? Почему? »

При рассматривании иллюстраций внимание дошкольников обращается на их связь с жанром произведения. Так, в юмористических произведениях юмор подается на иллюстрациях через соответствующие жесты, мимику персонажей, необычность ситуаций, деталей.

Художественное творчество, как и игру, определяет сам процесс удовлетворения детей этой деятельностью, восторга ею. Художественная литература активно включается в ведущий вид деятельности детей - игру, в данном случае - игру-драматизацию. Драматизация - это разыгрыванне в ролях художественного литературного произведения, передача характерных черт его героев. Игры-драматизации дают широкий простор для выявления у детей творческих способностей, самостоятельности, инициативы. В играх-драматизациях дети отражают свои впечатления о литературном произведении, в художественных образах воплощают его персонажей, передают различные события, которые происходят в произведении. Содержание и характер этой игровой деятельности дошкольников, состав ее участников полностью зависит от сюжета художественного произведения, его композиции.

Для развития у детей творческих способностей можно предложить им следующие задания: выполнить с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно); сказать небольшую фразу с разной силой голоса; прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.

У детей 5 года жизни развитие творческих способностей происходит на специальных занятиях по художественно-речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшей группы могут драматизировать произведения как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей.

К игре-драматизации необходимо подготовить вместе с детьми атрибуты, элементы костюмов. Они занимают довольно значительное место в создании творческой игровой атмосферы, впечатления настоящего спектакля. Костюмы и атрибуты усиливают воображение детей, вносят радость и яркость в игру. В играх-драматизациях, которые проводятся на занятиях, принимают участие все дети. Одни выполняют главные роли, другие - второстепенные. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников. В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Распределение ролей в старших группах проходит коллективно. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе.

Инициаторами проведения игры-драматизации могут выступать и старшие дети. Кроме игры-драматизации в учреждении дошкольного образования проводится еще и инсценирование художественных произведений, которое представляет собой четкое и последовательное отражение литературного тэксту. В отличие от игры-драматизации инсценирование требует специального заучивания текста. Его проводят только с детьми старшей группы, обычно во время проведения литературных утренников, концертов, праздников. При инсценировании литературных произведений необходимо обязательно использовать декорации, атрибуты, костюмы. В инсценировании, как правило, есть ведущий, который произносит слова от автора. Инсценировать можно и стихотворные произведения, некоторые стихотворные жанры устного народного творчества. С инсценираванием художественных произведений дети могут познакомиться во время слушания художественного произведения по радио, на пластинке в исполнении настоящих мастеров художественного слова.

В каждой возрастной группе организуется центр речевой активности. Желательно, чтобы это место стало для дошкольников самым интересным и уютным. Основное место в центре речевой актывности занимает книжный уголок. Назначением книжного уголка является воспитание интереса и тщательного отношения дошкольников к книге, закрепления навыков пользования ею. Желательно разместить и оборудовать книжный уголок в хорошо освещенном месте групповой комнаты. Книги в нем могут находиться на специальных книжных полках или в шкафу. Рассматривать их лучше всего за небольшими книжными столиками. Здесь можно поинтересоваться и детскими журналами, иллюстрациями художников к литературным произведениям. В книжном уголке можно поместить  картины или репродукции к любимому художественному произведению, портрет писателя, которого дети хорошо знают. Вместе с тем книжный уголок становится местом для размещения различных тематических выставок. Организация книжного уголка в каждой группе имеет свои особенности. В младшей группе выставляются хорошо знакомые иллюстрированные художественные произведения, книжки-ширмы, книжки-картинки, наборы предметных картинок. В этой группе педагог сам следит за порядком. В присутствии детей раскладывает книги, ремонтирует их, показывает, как листать страницы, рассматривает с ними иллюстрации, наблюдает, чтобы дети брали книги чистыми руками. Для детей 5 года жизни кроме книг на полках выставляются альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Дети могут производить такие альбомы вместе с педагогом или самостоятельно. В книжном уголке для старших дошкольников количество книг увеличивается. Хорошо, если в старшей группе имеется небольшая книжный шкаф для хранения книг, детских журналов, альбомов. Со старшего дошкольного возраста вводятся дежурства детей по книжному уголку. В обязанности дежурных входит работа по наведению и поддержанию порядка. По желанию детей дежурные выдают книги из книжного шкафа. Если это необходимо, дошкольники занимаются ремонтом книг, их обновлением.

Кроме того, в центре речевой активности в групповой комнате необходимо определить пространство, где можно было бы поиграть в различные литературные игры, литературные викторины, осуществить презентации-показы новой книги, сюжетно-дидактические игры по мотивам детской поэзии и прозы, сюжетно-ролевые игры: «Библиотека» , «Книжная лавка», «Театр», «Концерт», режиссерские игры по мотивам литературных произведений и т.д

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.